23 марта 1994 года, рядом с небольшим городом Междуреченск Кемеровской области разыгралась трагедия, запомнившаяся своей страшной уникальностью. Тогда с большой высоты упал самолет Airbus A310. Причиной авиакатастрофы стало грубое отступление от правил. Так, в ту роковую ночь за штурвалом огромного авиалайнера находился ребенок. И уже скоро им был случайно частично отключен автопилот. Именно это перевело рейс SU593 сперва к незначительному снижению, которое экипаж не сразу заметил, а затем и к сваливанию. В ту ночь жизнь всех находившихся на борту 75 человек трагически оборвалась. Авиакатастрофа 1994 года Междуреченск, хронология событий и последствия самого жуткого ночного авиационного происшествия в новейшей истории.
Авиакатастрофа 1994 года под Междуреченском. Фатальная ошибка командира
23 марта 1994 рейс SU593 выполнял плановый полет по маршруту Москва — Гонконг. Ранее, для этого компания Аэрофлот выделила своей дочерней компании Российские авиационные линии еще совсем новенький Airbus A310-308. На тот момент ему было всего два года и его состояние оценивалось, как очень хорошее. Присвоение борту имени русского выдающегося композитора Михаила Глинки также вселяло дополнительную уверенность в исключительности подготовки как самого самолета, так и экипажа. Именно этот самолет вскоре станет главным действующим лицом одной из самых страшных авиакатастроф.
Читайте также: ТОП-5 самые страшные авиакатастрофы
Полет был длительным и значительную часть времени должен был осуществлялся ночью. Именно поэтому на борту присутствовал сменный капитан воздушного судна. Вскоре после взлета рейс SU593 занял эшелон FL330. Это 10100 метров. Стоит отметить, что в те времена не существовало строгих правил, относительно транспортной безопасности. Они появились позже, после терактов 11 сентября. Не редки были случаи, когда пилоты приглашали в кабину членов своих семей, или знакомых. Так было и в тот раз. Само по себе это не являлось нарушением правил. Но то, что происходило дальше, уже было грубым нарушением. Сменный пилот Ярослав Кудринский позвал в кабину своих детей, сына Эльдара и дочь Яну. При этом, предложив посидеть за штурвалом, предварительно включив автопилот.
Посторонние за штурвалом
Итак, в 0.43 капитан Кудринский покидает свое рабочее место. И тут же предлагает своей дочери занять его для ознакомления с тонкостями пилотирования.
00:43:30 КВС — Кудринский
«Иди садись сейчас сюда, на мое кресло, хочешь?»
00:44:10 дочь Кудринского — Яна
«Пап, подними меня».
Воторой пилот Пискарев
«Новокузнецк, Аэрофлот 593-й, проходим вашу точку на эшелоне 10100».
00:47:06 КВС — Кудринский
«На кнопки не нажимай. Вот эту красную не трогай!»
По этим разговорам понятно, что происходило в кабине и насколько все были расслаблены. Яна совсем немного посидела за штурвалом. При этом, явно не испытывая желания вмешиваться в работу самолета. И тут, настало время Эльдара, который с интересом воспринял возможность «порулить» самолетом.
00:52:48 сын Кудринского — Эльдар
«Это крутить можно?»
00:54:25 КВС — Кудринский
«Да! Если крутить влево, куда самолет пойдет?»
Сын Кудринского — Эльдар
«Влево».
КВС — Кудринский
«Поворачивай! Влево крути!»
Так, он сделал несколько движений штурвалом влево и вправо. При этом, случайно удержав штурвал достаточно длительное время (30 секунд), чтобы автопилот частично отключился. В частности перестали автоматически работать элероны. Именно с этого момента начал развиваться незначительный правый крен самолета. Он был настолько медленным и незаметным, что никто из экипажа не обратил внимания на его появление. Кроме того, позже выяснилось, что было и еще одно незначительное усилие на один из штурвалов, также повлиявшее на усиление правого крена. В 00:55 сработало оповещение об отключении автопилота. Однако, на данном типе самолетов на тот момент отсутствовал звуковой сигнал.
Авиакатастрофа под междуреченском 23 марта 1994 года
Первым крен самолета заметил Эльдар. Члены экипажа долгое время не могли понять, что происходит. И, сперва даже прозвучало предположение второго пилота о том, что автопилот заводит самолет в зону ожидания. Кроме того, начавшиеся вскоре сильные перегрузки не давали возможности Кудринскому занять свое рабочее место. А Эльдару, соответственно, его покинуть. При этом, кресло второго пилота было максимально отодвинуто назад. Именно в таком состоянии экипаж встретил неожиданную для себя быстроразвивающуюся ситуацию.
Также на пилотов негативно подействовала потеря пространственного ориентирования в условиях ночного неба. На фоне мощной тряски увеличился угол атаки. При этом, второй пилот взял штурвал «от себя», что еще больше приблизило трагедию. По злому стечению обстоятельств звуковое оповещение об отключении автопилота сработало лишь за 2 минуты до катастрофы. Но на тот момент судя по всему это уже никак не могло повлиять на безуспещные попытки собрать разбалансированный самолет. Началось сваливание, приведшее к штопору. И, в 00:57 рейс SU593 упал под Междуреченском. В результате авиакатастрофы погибли все 75 человек — 63 пассажира и 12 членов экипажа.
Фото: Мишель Гиллиан. Тот самый самолет Airbus A310-304 компании Аэрофлот. Фотография сделана в аэропорту Шарль де Голль.