В первых числах октября 1941 года на самых близких подступах к Москве сложилась ситуация близкая к полной катастрофе. Прорвав оборону, Вермахт был уже у ворот столицы. В воздухе летал дух страха и ощущение приближения страшного финала. Но особенно это стало заметно 16 октября, которое существенно изменило повестку дня города. Многие стремились покинуть столицу, использовав для этого любые средства. Кроме того, в городе происходили беспорядки. Чем запомнилась Московская паника 1941 года и какие последствия могла иметь для будущего страны?
Общее положение дел на фронте
Ситуация осенью 1941 года была по-настоящему страшной. Она угрожала приближающейся катастрофой. Ей предшествовало трагедия окружения в «Вяземском котле» четырех армий. Многочисленные потери личного состава Красной Армии попавшей в окружение, сопровождались прорывом фронта. Но 14 октября немцы захватили Калинин. После этого в Москве мгновенно распространился слух о том, что немцы ворвались в город со стороны Можайского шоссе. Это безусловно повлияло на появление панических настроений. Вместе с тем известно, что отдельные передовые немецкие отряды действительно достаточно близко подбирались к Москве. например, существуют сведения о бое на Химкинском мосту. Более того, существует совершенно немыслимая версия. Утверждается, что 16 октября 1941 года немецкие мотоциклисты доехали до «Сокола».
Кроме того, никто не мог предположить, что спустя несколько месяцев после начала войны враг окажется в непосредственно близости от Москвы. Серьезность обстановки усиливалась отсутствием достаточного количества войск для обороны столицы, а также ставшими уже регулярными бомбежками города. На этом фоне было издано секретное постановление «Об эвакуации столицы СССР». Несмотря на секретность документа, все подробности сразу стали известны населению города. Кроме того, на закрывающихся предприятиях была выдана месячная зарплата. Магазины закрывались, а продукты просто раздавались людям на улице. Начался паника, переросшая в глобальное бегство из города.
Московская паника 1941 года
В эти дни десятки тысяч людей пытались как можно скорее покинуть осажденный город. Особенно такие панические настроения были характерны для 16, 17 и 18 октября 1941 года. По воспоминаниям очевидцев, население буквально штурмовало поезда на Курском, Казанском и Северном (Ярославском) вокзалах. Если не получалось сесть на поезд, люди искали попутный автотранспорт. У кого это не выходило, шли пешком по Шоссе энтузиастов на восток. Транспортные артерии были переполнены людьми и транспортом.
В этот день были зафиксированы случаи нападений на эшелоны. Однако, руководство было занято своим бегством. Оно не вмешивалось в эти события. 19 октября 1941 года журналист Николай Вержбицкий, свидетель тех событий, записал в своем дневнике:
«16 октября войдет позорнейшей датой, датой трусости, растерянности и предательства в истории Москвы… Опозорено шоссе Энтузиастов, по которому неслись в тот день на восток автомобили вчерашних «энтузиастов» (на словах), груженые никелированными кроватями, коврами, чемоданами, шкафами и жирным мясом хозяев этого барахла».
Подготовка метро к уничтожению
Вместе с тем, 16 октября 1941 года в течение всего дня было единственный раз в истории полностью закрыто московское метро. Его активно минировали и готовили к уничтожению. Накануне было получено соответствующее указание П.Кагановича:
«Метрополитен закрыть. Подготовить за три часа предложения по его уничтожению, разрушить объекты любым способом».
Когда в Москве вернулся порядок?
Однако, уже на следующий день приказ был отменен. В целом, московская паника 1941 года закончилась через четыре дня. Это было связано с приказом применять к нарушителям любые меры вплоть до расстрела. Кроме того, повлияло выступление по радио председателя Моссовета В.Пронина. Ну а кроме того, немцы так и не появились в городе. На следующий день ситуация стала нормальной и даже заработало такси. Но 16 октября 1941 года вошел в историю, как действительно самый страшный день в истории Москвы.