Работа в оркестре: плюсы и минусы

Работа в оркестре: плюсы и минусы

Музыка

Если речь идет про работу в оркестре, то чаще всего подразумевается неполный рабочий день, удовольствие от сыгранных концертов и новые впечатления от заграничных гастролей. Однако, чаще всего все это уходит на второй план, оставаясь лишь тенью на фоне множества проблем, с которыми сталкиваются многие из тех, кто сперва долго учился музыки, чтобы потом работать в музыкальном коллективе. Мы приведем все плюсы и минусы работы в оркестре, чтобы сложилось наиболее точное представление о том, что в действительности сегодня представляет из себя подобная работа.

Работа в оркестре: плюсы

  • Неполный рабочий день. У музыкантов действительно неполный рабочий день. Как правило, это репетиция утром, или концерт вечером. Однако, далеко не всегда все так радужно. Есть оркестры, где существует понятие «утро и вечер», когда люди приходят на работу соответственно утром и вечером. Также часто график меняется в зависимости от желания администрации оркестра. То есть, далеко не всегда у музыкантов неполный рабочий день. Напротив, есть оркестры, где музыкантов буквально гоняют чуть ли не полный рабочий день.
  • С каждым годом музыкант чувствует большую уверенность в своих возможностях. И это далеко не случайно. Так, если человек старается хорошо играть, то со временем он начнет играть лучше. Сложности в исполняемой партии, которые вчера казались неисполнимыми, уже завтра могут перестать быть проблемой.
  • Опыт работы позволяет со временем пробовать попасть в более лучшее место. Однако, оркестров действительно мало. Особенно, учитывая количество музыкантов, среди которых много безработных, которые готовы идти практически в любой оркестр.

Минусы работы в оркестре

  • В хороший оркестр трудно попасть, а еще труднее устроиться на хорошее место. В частности, сама профессия предполагает необходимость долго учиться — профессия музыкант: плюсы и минусы (список всех особенностей того, с чем придется столкнуться, если вы решите профессионально заняться музыкой). Ну и конечно, в оркестре, как и в любом подобном коллективе существует множество подводных камней. Так, всегда присутствует кумовство, когда по блату сажают человека выше других, даже если он слабее. Соответственно, он наделяется определенными полномочиями, после чего начинает всех учить, как играть правильно. При этом, он скорее всего будет регулярно стучать на коллег.
  • Стукачи на работе. Во многих оркестрах весьма развит институт стукачества, который в некоторых коллективах становится основным в оценке того, или иного работника. В частности, оценивается игра человека, то, как он себя ведет, а главное, что говорит в перерывах. При этом, в результате под коверной борьбы, человека могут запросто «слить», отсадив назад. Соответственно, все это будет происходить в рамках какого-нибудь конкурса, или переаттестации. И даже хорошо играющий человек все равно будет обречен на поражение.
  • Тоталитарная система. Исторически так сложилось, что самый главный человек в оркестре, это дирижер. В истории оркестрового исполнительства есть не мало случаев, когда такой руководитель доводил людей как минимум до увольнения. И это далеко не случайно, учитывая ту полноту власти, которую он имел. Роль «злого дирижера» может выполнять также администрация оркестра. По сути, это уже не так важно. Хотя, если выбирать из двух зол, то дирижер все-таки лучше. Учитывая, что он хотя бы в курсе того, кто и как играет. Хотя, опять же на него может повлиять администрация, продвигая своих людей вверх по карьерной лестнице и задвигая, а то и увольняя неугодных музыкантов.
Какие рычаги воздействия есть у администрации оркестра?
  1. Могут легко уволить;
  2. Администрация оркестра может устроить переаттестацию с заранее известным итогом — отсадить назад с потерей зарплаты, или опять же, уволить;
  3. Возможность штрафных санкций в плане урезания зарплаты;
  4. Возможен конкурс на «живые» места. Это когда на место, которое вы занимаете объявляется конкурс, по результатам которого вас могут его лишить, предложив на выбор согласиться с потерей денег и позором, или покинуть оркестр на свое усмотрение.
А как за границей? В оркестрах Европы сам коллектив выбирает дирижера и если в его действиях видят плохое отношение к оркестрантам, то его увольняют. Поэтому, за границей работать престижнее и безопаснее. Однако, чтобы туда попасть, нужно быть самым лучшим музыкантом.
  • Средние и даже низкие зарплаты. И это касается в том числе ведущих коллективов, где платят по меркам оркестров из провинции крупные деньги. В целом, система оплаты в оркестре устроена таким образом, что зарплату могут при желании урезать.
  • Артиста оркестра всегда можно заменить. И это самый существенный минус такой работы. Конечно, и в других областях такое возможно. Однако, найти хорошую работу музыканту всегда сложнее, так как оркестров действительно не так много.

Работа в оркестре: выводы

Конечно, как и всюду в оркестре многое зависит от личных отношений. Будь то общение с коллегами, или контакты с администрацией. Однако, как ни в какой другой профессии здесь требуется постоянное совершенствование своего ремесла. И если вы действительно любите это дело, то работа в оркестре наверняка принесет вам радость, а все минусы такой работы пролетят незамеченными мимо. Ведь нет ничего более приятного, чем работать не только по профессии, но и по призванию. Но если вы только начинаете свой путь, самое время задуматься, а нужно ли это вам, учитывая то, что минусы работы в оркестре действительно есть. Впрочем, как и плюсы, о которых тоже не стоит забывать.

Фото: pixabay.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *