Толмачево. Посадка Ту-154 с отказавшими двигателями

Толмачево. Посадка Ту-154 с отказавшими двигателями

Авиакатастрофы

12 января 2000 года в аэропорте Толмачево (город Новосибирск) произвел аварийную посадку самолет Ту-154М. Уже на подлете к аэропорту у самолета авиакомпании «Сибирь» отказал сперва один, а затем и два оставшихся двигателя. При этом, перестала работать система автоматического предпосадочного маневрирования и захода на посадку. Именно из-за сбоя в ее работе самолет отклонившись от курса оказался в не посадочном положении. Однако, вопреки сложившимся обстоятельствам, экипаж смог благополучно посадить самолет и катастрофы не произошло. Никто из пассажиров не пострадал. Итак, Толмачево, посадка Ту-154 в аварийных условиях отказа всех двигателей. Хронология событий и последствия одного из самых серьезных авиаинцидентов.

Толмачево. Посадка Ту-154. Хронология событий

12 января 2000 года самолет авиакомпании «Сибирь» выполнял плановый рейс по маршруту Краснодар — Радужный — Новосибирск. В кабине находились четыре пилота. Командиром воздушного судна в тот день был Михаил Долгов. В условиях ночного неба, рейс RA-85763 приближался к конечной точке своего маршрута. Однако, уже на подлете к Толмачево, на высоте 640 метров внезапно выключился один из трех двигателей. У самолета Ту-154 их три. А тот что сломался, находится по середине. Вместе с тем, это не является какой-то критической неисправностью. Так, можно продолжать полет на двух оставшихся двигателях. Экипаж был подготовлен к такому развитию событий и продолжил снижение, сообщив о случившимся диспетчеру. При этом, проблемы в работе двигателей были зафиксированы ранее. Еще на эшелоне, во время снижения с 10600 до 10100 метров. Режим двигателей тогда был переведен в режим малый газ, что сразу привело к провалу оборотов и появлению характерных колебаний самолета. Но вскоре, ситуация нормализовалась.

Читайте также: ТОП-5 самые страшные авиакатастрофы

Однако, настоящие проблемы для экипажа только начинаются. Так, практически сразу после отключения двигателя члены экипажа начинают подозревать, что бортовая навигационно-посадочная аппаратура Курс МП-70 выдает не точную информацию. Суть данной системы заключается в том, чтобы пилотировать самолет по радиомаякам, осуществляя предпосадочные маневры и заход на посадку в автоматическом режиме. И действительно, самолет уже отклонился от курса, находясь в не посадочном положении. Это не позволяло осуществить посадку. И на высоте 270 метров командиром воздушного судна было принято абсолютно верное решение — уход на второй круг. Сразу после озвученного решения внезапно происходит еще одна поломка. На этот раз выходит из строя второй двигатель. Исходя из сложившийся ситуации, командир воздушного судна Михаил Долгов тут же изменяет решение об уходе на второй круг и решает сажать самолет прямо сейчас. Для этого, была выполнена «змейка», что позволило привести самолет к полосе.

Потеря скорости для Ту-154 равносильна сваливаю в штопор и прекращению полета. В этом смысле, отказ второго двигателя подряд был правильно воспринят капитаном воздушного судна Михаилом Долговым, как однозначная необходимость сейчас же сажать самолет без ухода на второй круг. Который, как теперь стало известно, наверняка закончился бы падением самолета ввиду последующего отключения третьего двигателя.
Проблемы, с которыми столкнулся экипаж к моменту посадки:
  1. Поочередно и достаточно быстро перестали работать все двигатели.
  2. Бортовая навигационно-посадочная система Курс МП-70 выдает не точную информацию. В результате, самолет сбивается с курса. А кроме того, посадка самолета в автоматическом режиме стала невозможной.
  3. Принимается правильное решение уходить на второй круг. Однако, после отключения второго двигателя, срочно решено не уходить на второй круг, а садиться прямо сейчас.
  4. Самолет находится в не посадочном положении. Требуются дополнительные меры, чтобы вывести борт на полосу.
  5. На улице ночь. Экипажу приходится визуально отыскивать полосу и сажать самолет с неработающими двигателями.

Приглашаем в официальный Telegram-канал «Лайфбосс». Только самые лучшие статьи на наиболее интересные темы. Подписывайтесь! 🧐

Толмачево. Посадка Ту-154

Летчики все-таки визуально нашли аэропорт Толмачево, посадка Ту-154 прошла на фоне отключения третьего двигателя. Итак, борт приземлился с тремя выключенными двигателями. При этом, экипажу пришлось задействовать экстренное торможение, от чего полностью разрушилась пневматика колес самолета. Характерно, что рейс RA-85763 остановился всего за 600 метров до конца ВПП. Четкие и профессиональные действия экипажа не дали произойти авиакатастрофе. Так, несмотря на отказ всех двигателей и явно не посадочное состояние самолета, борт был благополучно посажен в аэропорте Толмачево. Это было действительно удивительное событие. От катастрофы Ту-154 отделяли лишь грамотные, своевременные и хладнокровные действия экипажа. Судя по интонации голоса, прозвучавшего в радиообмене, диспетчер даже в начале не поверил, что они сели.

Реконструкция посадки в Толмачево Ту-154, переговоры экипажа, переговоры с диспетчером (18+). Источник: Sky Way Aviation Cannel

Причины и последствия авиапроисшествия

Причиной отказа всех двигателей стало топливо, содержащее остатки лакокрасочного покрытия. А поводом к этому послужило банальное разгильдяйство, помноженное на желание по легкому заработать. Так, незадолго до описываемого происшествия, был некачественно покрашен заправщик — специальный автомобиль, осуществляющий заправку самолетов в аэропорте Краснодара. Выполнявшая работу по его покраске организация не соблюдала полагающиеся в этом случае правила. Так, была использована некондиционная краска, которая впоследствии растворилась в авиационном керосине. Кроме того, была нарушена технология. В частности, процесс покраски происходил в совершенно не подготовленном для этого месте, с помощью обычной кисточки вместо специального распылителя и без многослойного высушивания. Именно эти нарушения и стали причиной сперва засорения, а затем и отказа насосов с последующим отключением двигателей вблизи Толмачево, посадка Ту-154 была осуществлена во многом вопреки сложившейся критической ситуации. А спустя два с половиной года после посадки, экипаж был награжден Правительственными наградами.

В народе до сих пор помнят подвиг экипажа и буквально слагают о нем легенды. Как метко подметили наши читатели, экипажу Ту-154 и особенно капитану воздушного судна Михаилу Долгову впору ставить памятник.

Источник: Air Crash Investigation Игорь Зарьянов
Ранее на Лафбосс были опубликованы интересные материалы по теме:

Тогда в Толмачево посадка Ту-154 была очень удачной. Однако, не всегда подобные инциденты, связанные с отказом двигателей заканчиваются спасением. В частности, во многом схожая ситуация произошла в 1982 году, недалеко от аэропорта Шереметьево. Из-за ошибочной сигнализации о пожаре во всех двигателях и их аварийном отключении с последующем включением очередей пожаротушения потерпел катастрофу самолет Ил-62 недалеко от Менделеево: катастрофа Ил-62 под Москвой (1982) в Менделеево.

Фото: аналогичный самолет Ту-154М авиакомпании «Сибирь». Автор Konstantin von Wedelstaedt

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *