Поезд номер ноль: Россия возрождает БЖРК

Поезд номер ноль: Россия возрождает БЖРК

Выживание

Уже не первое десятилетие атомные поезда являются самой загадочной частью ядерной триады. Курсируя где-то по бескрайним просторам России, они с самого начала стали настоящей головной болью американцев и надежной защитой нашей страны. Их постоянно искали 12 спутников США, но они каждый раз бесследно исчезали, давая повод задуматься о том, что возмездие неотвратимо. И это ни много ни мало эквивалент 900 Хиросим. Сокращенные по договору СНВ-2, атомные поезда скоро вновь возродятся, как ответ на ПРО. Итак, все самое интересное про БЖРК, или поезд номер ноль.

Что такое БЖРК и как он работал?

БЖРК, или боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Молодец» — это передвижной ракетный комплекс, имевший на борту до трех ядерных межконтинентальных баллистических ракет. С момента своего появления, атомный поезд стал объектом повышенного интереса. И действительно, его концепция оказалась весьма эффективной, если не сказать гениальной. В обычном с виду поезде, состоящем из трех локомотивов и рефрижераторных вагонов с цистерной, по необъятным просторам России перевозились межконтинентальные ракеты, способные перелететь через океан. Их старт осуществлялся в течение нескольких минут после остановки поезда прямо с железнодорожного полотна.

Для выстрела у атомного поезда были предусмотрены специальные устройства, раздвигающие на время пуска ракеты контактные провода железной дороги. При этом, выставлялись специальные упоры, придававшие устойчивость БЖРК в момент пуска ракеты. Затем открывалась крыша вагонов, и производился пуск. Интересно, что межконтинентальную ракету удалось поместить в один вагон. Однако, ее вес был настолько велик, что его разделили на три вагона, чтобы не повредить железнодорожное полотно.

В момент пуска ничего не разрушено

Во время разработки проекта появилась объективная проблема. В момент пуска, ракета могла повредить, или даже полностью уничтожить под собой железнодорожное полотно, насыпь, а также сам атомный поезд. Конструкторы нашли изящный способ решения вопроса, при котором вокруг ничего не повреждалось. Так, в основу был взят принцип минометного выстрела. Ракета буквально выпрыгивала из вагона на 20-30 метров, после чего наклонялась пороховым ускорителем. И только потом включались маршевый двигатель, уносящий заряд по назначению.

Призрак атомного апокалипсиса

Это оружие самим своим существованием, как нельзя лучше отражало ощущение, что Третья мировая война неизбежна. Поэтому, поезд номер ноль, как его еще называли, курсировал по особым маршрутам, выполняя боевое дежурство. Для атомных поездов были разработаны специальные правила передвижения. Так, через крупные города БЖРК проходили только в ночное время, а на станциях и перегонах их проход курировали сотрудники КГБ. Они естественно также ничего не знали о назначении и тем более о маршруте движения поезда. Поэтому, БЖРК практически сразу получил имидж атомного «поезда-призрака». Ведь найти их действительно не представлялось возможным, а доказать существование нереально. В целом же, это стало адекватным ответом американцам, разместившим к тому времени в Германии ракеты «Першинг».

БЖРК «Молодец» являлся оружием сдерживания, не позволяя даже подумать о нанесении превентивного ядерного удара. Ведь в ответ непременно последовало бы возмездие атомного поезда. В день, БЖРК мог преодолевать 1000 километров. Вместе с тем отличить его от обычного грузового состава не представлялось возможным. А подойти ближе, никто из посторонних естественно не мог, так как поезд тщательно охраняли. Поэтому, в НАТО этот вид вооружения получил звучное название SS-24 Scalpel.

Что в реальности мог БЖРК «Молодец»?

В вагонах атомного поезда было три ракеты РТ-23 с индексом 15Ж61 и РТ-23 УТТХ «Молодец». Весьма впечатляли габариты ракеты: диаметр 2,4 метра, высота 22,6 метра, а вес более 100 тонн. При этом, дальность стрельбы составляла 10 100 километров. Помимо 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения, каждая ракета включала систему преодоления противоракетной обороны противника.

Запуск ракеты осуществлялся из любого места на пути следования поезда. Однако, железнодорожное полотно в этой точке должно было иметь дополнительную прочность. Это был существенный демаскирующий фактор, который мог выдать место нахождение атомного поезда. Пуск мог осуществлять сразу тремя ракетами, что делало ядерный удар максимально мощным. При этом, сам экипаж БЖРК в этот момент мог находиться в самом поезде, отдавая команды из специально оборудованного командного пункта.

Управление пуском БЖРК

Как найти и уничтожить «атомного призрака»?

Появление таких поездов стало настоящей головной болью для американцев, ведь обнаружить их среди миллионов других составов, было совершенно невозможно. Более того, в этом деле даже спутники оказались бесполезными. Известно, что существовала специальная группа из 12 спутников США, которые искали именно БЖРК. Однако, поезда всегда растворялся где-то на территории СССР, не давая возможности себя обнаружить. История боевого патрулирования атомных поездов закончилась в 1993 году, когда был подписан договор СНВ-2. Согласно ему Россия должна была снять с вооружения ракеты РТ-23УТТХ, что и стало причиной закрытия проекта.

Возрождение БЖРК. Проект «Баргузин»

Возможно, в самое ближайшее время мы увидим появление БЖРК «Баргузин». В его основе будут твердотопливные баллистические ракеты ЯРС. Это станет вполне реалистичной задачей, так как соответствующие наработки у ВПК уже есть. По крайней мере известно, что начиная с 2013 года велись конструкторские работы в этом направлении. Возрождение поезда номер ноль связывают с возможным размещением ракет средней дальности в Европе, выходом США из ДРСМД и в целом, усилением давления на Россию. Вместе с тем, ввиду весомости аргумента, возрождение БЖРК может стать крайней мерой. То есть, это станет верным признаком того, что конфронтация перешла уже в новую плоскость. В этот момент вполне могут стать актуальными идеи, как укрыться во время ядерного взрыва. Однако, создание нового БЖРК опять же самая крайняя мера, в которой надеемся не будет необходимости.

Ранее на Лайфбосс были опубликованы интересные материалы по теме:

Как подготовиться к войне. Советы профессионала

Что делать, если начнется война: сокеты по выживанияю

Фото: Google.com, George Shuklin / wikipedia.org

1 комментарий

  1. Вот это мощь! Жалко, что в девяностые порезали те составы, которые были при СССР. И теперь атомные поезда — это огромная сила и самые супер передовые технологии. А тогда, вообще космос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *