Метро-2: где находится и куда ведут секретные линии?

Метро-2: где находится и куда ведут секретные линии?

Выживание

Метро-2 уже не первое десятилетие привлекает к себе повышенный интерес, как одна из главных тайн СССР, а теперь и России. Задачей всех подобных коммуникаций была эвакуация людей как можно дальше от эпицентра возможной атомной катастрофы. Само название имеет литературное происхождение. Оно весьма ярко раскрывая весь образный ряд, связанный с таинственной сетью секретных линий подземной Москвы. По сути, о данном явлении никаких официальных сведений нет. Однако, даже то немногое, что стало достоянием общественности, вызывает самые активный интерес. Где находится Метро-2 и куда ведут секретные ветки столичной подземки?

Существует ли Метро-2 на самом деле?

Вообще, такие вещи, как информация об особенности организации тайных подземных коммуникаций, полностью засекречена. Однако, некоторые из них видимо потеряли свою актуальность. А другие, напротив, стали известны потенциальным противникам. Именно поэтому какая-то информация о Метро-2 все же есть в открытых источниках. И ее достаточно много. Что из нее правда, а что вымысел, доподлинно неизвестно. Однако, даже то немногое, что известно о секретных объектах настолько впечатляет, что похоже на фантастику. Интересным фактом стало то, что по этому поводу высказались многие люди во власти. Весьма впечатляет комментарий по этому поводу вице-премьера ельцинского правительства Михаила Полторанина:

«…это и разветвленная сеть тоннелей, и запасной командный пункт на случай войны, откуда можно командовать ядерными силами страны. Там может укрыться большое количество человек — это было необходимо для его обслуживания. Знаю, что в «Метро-2» есть ветки, которые уходят в Подмосковье, чтобы командование могло переместиться подальше от эпицентра ядерного удара».

ЗКП Сталина в Измайлово

Первые сведения о транспортной системе Метро-2 относятся к 1930-м годам. И они связаны со строительством секретной подземной автомобильной дороги для И.В.Сталина. Дорога шла из Кремля до командного пункта №1 в Измайлово. Ее длина составляла 17 километров. Появление секретной дороги вполне понятно, учитывая подготовку к предстоящей войне. Характерно, что такое крупное по масштабам строительство было полностью засекречено. Так, официально была опубликована следующая информация:

«Для обеспечения соответствующего проведения спартакиады, построить в городе Москве центральный стадион СССР…».

Особая закрытость таких объектов была вполне объяснима, ведь они имели непосредственное отношение к обороноспособности страны. Так, с начала 1950-х, именно на систему Метро-2 возлагалась задача защиты населения в случае начала атомной войны. Опасность развития такого сценария событий, как известно была настолько велика, что под Москвой был построен целый подземный город. Глубина залегания некоторых из его элементов составляла от 50 до 250 метров. Она зависела от разных факторов. Среди них: близость к центру столицы, геологические особенности, расчет вероятных последствий ядерного удара.

Подземный город в Раменках

По некоторым сведениям в районе Раменки, на пустыре, недалеко от здания МГУ находится огромный бункер. По размерам, напоминающий город и находящийся на глубине 180-200 метров. В случае начала глобальной войны там могли укрываться тридцать лет до пятнадцати тысяч человек. Этот фантастический проект в СМИ получил название Москва-2. О существовании подземного города в Раменках стало известно в 1992 году из американского журнала Time, которому якобы сообщил об этом бывший сотрудник КГБ. Из материала стало известно, что строительство бункера велось с середины 1960-х до середины 1970-х годов. Также в СМИ существует в название Раменки-43, по адресу пожара в коллекторе, произошедшем в 2002 году.

Отмечены вентиляционные шахты над бункером Раменки-43
Отмечены вентиляционные шахты над бункером Раменки-43. Фото: Military forces in transition. Department of Defence. 1991

Секретная линия в сторону Зари

В начале 1970-х годов от здания КГБ на Лубянской площади была построена подземная дорога (Л-35). Она вела в подмосковный поселок Заря, где располагался Центральный командный пункт ПВО. По некоторым данным, далее линия уходила в сторону Щелково. Система скорее всего проходит через военные объекты и имеет сбойки с метро.

Схема линий Метро-2, входы в Метро-2

Самое интересное, что, как и все связанное с Метро-2, входы туда тоже специфичны даже по названию. Это выходы, так как в случае чего, туда именно выходить придется. По некоторым данным, эвакуационные выходы на случай экстренной ситуации были предусмотрены из многих государственных учреждений и предприятий. Среди них: Кремль (уровень−59, зона ВРК-2), приемная ФСБ, Дом правительства РФ, здание МИД, МГУ, минобороны, обьекты ФСО. И даже из библиотеки имени В. И. Ленина предусмотрен выход. В частности, ее посетителей предполагалось эвакуировать в систему ни много ни мало прямо из читального зала. То есть, звучит сигнал тревоги и всех читателей аккуратно приглашают пройти к выходу, который является входом в систему Метро-2. Не правда ли впечатляет?

Карта Метро-2
Карта Метро-2. Фото: Military forces in transition. Department of Defence. 1991

Интересно, что входов в систему из обычного метро мало и они глубоко замаскированы. Вместе с тем, вполне можно предположить, что они все же есть. Однако, это опровергает горный инженер Ханан Абрамсон, принимавший участие в строительстве метро:

«Отдельные ветки да. Они связывают между собой подземные правительственные объекты, причем далеко не все. Включить их в общую метросеть не так-то просто, во-первых, они значительно удалены друг от друга, а кроме того, проложены либо выше, либо ниже действующих линий метрополитена».

Инфраструктура Метро-2: туннели, станции, поезда

Из открытых источников известно, что туннели Метро 2 имеют одну полосу. И лишь на больших станциях присутствуют разъезды для того, чтобы разминуться со встречным транспортом. Однопутная концепция возведения Метро-2 вполне оправдана. Так, в случае начала ядерной катастрофы, все, кому положено использовать такую возможность, наверняка будут двигаться в одном направлении. А именно как можно дальше от Москвы.

Рельсы в туннелях Метро-2 утоплены до уровня бетонной поверхности по принципу трамвайных путей. Это сделано, чтобы наравне с поездами по тоннелям могли передвигаться автомобили. Известно, что в последнее время, для этих целей использовались микроавтобусы Toyota Hiace. Безусловно, это отличный выбор для перемещения небольших групп людей.

Что касается поездов, то это короткие составы, состоящие из нескольких единиц вагонов типа Еж6. Скорее всего, они передвигаются без обязательного в таких случаях контактного рельса. В качестве локомотивной тяги используются электровозы типа РА1, производства «МетроВагонМаш» (г. Мытищи) и более ранние образцы Л, а также ДПС-01. Естественно о точном количестве подвижного состава ничего не известно. Однако, информация о моделях такой техники встречается в многих источниках.

Поможет ли метро выжить в случае возникновения глобального конфликта?

Наверное нет, так как без обслуживания на поверхности, через несколько дней его просто затопит. И даже, несмотря на наличие специальных герметичных затворов, а также вентилирования, основным желанием оставшихся там людей, скорее всего станет поскорее подняться на поверхность. Именно поэтому, метрополитен может стать временным убежищем не более, чем на пару дней.

Что сможет предложить при таких обстоятельствах Метро-2, остается загадкой. Однако, скорее всего его концепция предполагает эвакуацию высокопоставленных людей из опасного района. Вместе с тем, многое, что известно о Метро 2, наверняка оказалось вымыслом. Однако, именно повышенная секретность и объективная необходимость в таких системах позволяют даже не сомневаться, что подобные секретные сооружения действительно существуют. Правда, называются они наверняка не Метро-2 и находятся в совершенно других местах.

2 комментария

  1. Полезная подборка материалов. Спасибо, узнал много нового. Мне кажется, начнись что-то серьезное, никуда не попасть. Это Метро-2 наверняка только для элиты. Да и в обычное метро, в случае начала не успеешь добежать. Особенно, если живешь далеко от станции метро)))) Да и не будет смысла наверное. Там небось такая давка начнется при входе,что мало не покажется. Лучше уж попытаться заранее предвидеть такие события и уехать подальше на какую-нибудь дачу, чтобы там попытаться переждать все это.

  2. У меня дача в районе Зари. Никогда не думал, что там есть такие разветленные подземные сети. Да еще и командный пункт ПВО. Этого достаточно для того, чтобы представить, что тут будет в случае начала войны. Становится не по себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *